Пятница, 03.05.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость


Главная | Регистрация | Вход
 
 
Информационная доска
Курс Валют
Российский рубль Курс Российского Рубля Информер
ЕВРО(EUR)//-//
Доллар США(USD)//-//
Разделы новостей
Новости
Интересное
Здоровье
Образование
Наш Гимн
Тюмень FM
Бюро услуг
Бесплатная отправка СМС
 
     
Топ 15 участников
2087
796
687
579
520
484
448
441
379
287
203
172
166
136
88
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Январь » 24 » Ковровая история в тюменском музее
Ковровая история в тюменском музее
14:41

Выставка традиционных тюменских ковров "Живая старина" - пожалуй, самый значимый и интересный проект тюменского музейного комплекса за последнее время. Один из тех, что стоит показать гостям и жителям города.

В XVIII и XIX веке ручное ковроделие было одним из самых популярных народных промыслов в тюменском регионе. Махровые ковры с пышными розами на черном фоне, применявшиеся прежде всего для утепления и украшения саней, были визитной карточкой Тюмени как пряник в Туле. Их продавали путешественникам и гостям губернии в качестве фирменных подарков. Это был бренд. Не случайно на картине Василия Сурикова "Взятие зимнего городка" фигурируют сани, укрытые типичным тюменским ковром.

Выставка в музее изобразительных искусств демонстрирует прежде всего то, что и в XX веке этот достаточно древний промысел сохранился. Его не вытеснила индустриализация, урбанизация, медленное умирание села. Как и двести лет назад, мастерицы из деревень юга Тюменской области делали, и даже сейчас продолжают делать, традиционные ковры, сохраняя технологию приготовления, окраски, прядения шерсти, собственно тканья махровых ковров и составления узоров.

Санные ковры в XX веке стали украшением домашних интерьеров, в каком-то смысле заменителем фабричных ковров, которые до недавнего времени были дефицитом и символом богатства. В музее представлены ковры с традиционными узорами - пышные цветочные букеты на черном фоне, пара лошадей в розовых венках, и подражанием современным фабричным коврам, сочетание цветочного и геометрического рисунка, только геометрический - "Звезда" и так далее.

Коллекция ковров собиралась много лет, в частности искусствоведом Натальей Сезевой, которая теперь готовит к изданию каталог, ищет спонсоров для издания художественно-научного альбома.

Выставку "Живая старина" дополняют еще несколько небольших экспозиций. Фотографии Владимира Турбина "Мастерицы" - в первую очередь репортаж, этнографическая зарисовка. Но и просто красивые снимки, запечатлевшие удивительных старух и стариков, деревенский быт и много разноцветных шерстяных мотков и пестрых, не по-сибирски "мексиканистых" ковров.

В вестибюле второго этажа устроено рабочее место ткачихи. Станок, за которым по средам и четвергам с 15 до 18 мастерица Татьяна Иванова, тут же расположены чесалки для шерсти, веретено, моталки для ниток - можно проследить процесс появления ковра от пучка шерсти до узорного полотна.

Татьяна Александровна - педагог на пенсии. Работала в детском саду, в школе учительницей начальных классов, преподавателем рукоделия для девочек и всегда интересовалась народными промыслами: из глины лепила, из лозы плела, половики ткала и всему этому учила детей. Любовь к крестьянским ремеслам передалась ей от родителей. Татьяна Александровна вспоминает, каким умельцем был ее отец: "Веретешки самодельные всем соседям делал, ботинки шил, лукошки и корзинки плел, мне сшил платье солнце-клеш и когда гости приходили говорил: "Ну-ка, Таня, покружись!".

Навыки ковроткачества мастерица впитала с детства - тетка ткала много ковров, снимала узоры со старых образцов, высчитывая "по клеточкам" каждый новый ряд. Мама, учитель биологии, тоже устанавливала дома станок-кросно, к которому маленькая Таня пристраивалась ткать, пока взрослых не было дома.

Позже, когда преподавала в школе, Татьяна Иванова познакомилась с бабушкой, Анисьей Сергеевной Ивановой из Каскары, которая посвятила в секреты старинной технологии, помогла установить первое кросно.

Получив приглашение от музея, Татьяна Александровна заказала в деревне овечью шерсть, нашла мастериц, которые ее спряли и покрасили по традиционным технологиям. Во время выставки рукодельница намерена выткать как минимум два ковра. Рисунок для первого придумали в музее: дерево, ветви которого символизируют тюменские ремесла. Образцом для второго стал традиционный тюменский ковер с розой из коллекции Татьяны Александровны. Кстати, многие ковры, половички, дорожки, пояса-обереги, украшающие "мастерскую" ткачихи в музее, принадлежат Татьяне Ивановой или сделаны ее руками.

Напомним, до 3 марта посетители музея изобразительных искусств могут завязать свой узелок на ковре, который останется в фондах.

                   Музей изобразительных искусств

Ул. Орджоникидзе, 47, Тел.: 46-17-66, 46-91-15.  С 9.30 до 18.00 ч.

Выходной-понедельник

Категория: Новости | Просмотров: 443 | Добавил: Alexa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ромбочка  
0
каждый раз, когда натыкаюсь на этот заголовок, читаю "кровавая история" вместо "ковровой")))))))) biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Последние темы форума
Наши конкурсы
Горячие темы форума
Обсуждаем Тюмень FM
Друзья сайта
Мини-чат
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Счетчик тИЦ и PR
 
 

Mr. Karakhanelly © 2008 - 2024